Отдых по-нашенски

2013-03-03

О том, что нужно отправиться в зимний поход, Мартиньш начал говорить сразу после предыдущего похода в начале января. Изначально мы договорились на последние выходные феваля, потом переложили на начало марта. Потом оказалось, что и на этой неделе сам Мартиньш не может участвовать. В итоге решили идти в поход без его официального организатора. На самом деле – мы вроде не дети, которым необходим пионер-вожатый, ответственный за пение идеологически выдержанных песен, правильное употребление алкоголя и прочую дребедень.

Всё бы было хорошо, если бы и остальные участники похода не начали отпадать один за другим. В итоге в пятницу утром оказалось, что желающих идти осталось двое – я и Аркадийс (с букой “с” на конце его имя смотрится нелепо, но не я виноват, что о он по-русски говорит с большим акцентом чем я, а я уж точно Раймондс). В принципе и вдвоём идти не проблема, но риск, что вечером у костра будет скучновато, возрастает. Поэтому решили, что если никто больше не присоединится, пройдём весь маршрут за один день и вечером – в Ригу. В итоге третий нашелся – парень по имени Давид, изначально он и Тбилиси, но долго жил в Австрии, а теперь перебрался в Латвию по, наверное, самой распространенной причине, которая приводит людей в северные и недружелюбные края – по любви. В походы Давид вообще давно не ходил, а по латвийской зиме понятное дело, что никогда. Ну, что, посмотрим, что из этого выйдет!

Вставать в 5:15 утра в субботу – это не трудно, не на работу же пойдешь, а “отдыхать”! Так что к шести, когда за мной заехал Аркадийс по дороге на центральную железнодорожную станцию, я был в полной боевой готовности и даже позавтракавший. Уже на станции мы встретили Давида и резервом в целую минуту сели на поезд. Давид, кстати, на станции был чуть ли не за полтора часа до отъезда, вот это серьезное отношение к делу.

Пока мы более чем два часа будем ехать до станции Бале, находящейся на пути из Цесиса в Валмиеру, расскажу о том, что можно было найти в моём рюкзаке к началу этого похода. Во-первых, два спальных мешка (и коврик). Так как на улице зима, а у меня в инвентаре тёплого спального мешка нету, взял такие, какие имеются. На то, что 2 летних мешка могут заменить один зимний, я всё же особо не положился, поэтому также уложил термобельё и флисовую толстовку (хе хе – слово “толстовка” пришлось смотреть в словаре, не так легко изображать из себя большего знатока русского). И, конечно, запасные тёплые носки. Чтоб не умереть с голода, на вечер взял пачку риса и банку кабачков в аджике, которые вообще-то добавка к салату, но мне то какая разница! Плюс апельсины, кило морковки, шоколад, банановые чипсы, мюсли-батончики и термос с чаем. Обычно также беру банку бобов в томатном соусе, а на этот раз как-то не хотелось. Ну и, чтоб было чем есть, универсальный ножик, вилка и миска. Ещё нужно было бы обзавестись кастрюлей, пригодной к использованию на костре, но на этот раз одолжил данный предмет у Аркадийса.

Вот мы и приехали в Бале! Место, надо сказать, не грандиозное. Типичная станция в лесу. Маршрут похода разработал Аркадийс, удачно получилось, что около почти всех достопримечательностей на маршруте были геокеши. Кстати, наверное буду далее именовать его по гео-кличке: ark@dy. Первая остановка – около скалы в Гривини. Первые километры мы шли по железнодорожному пути (что строго запрещается латвийским законодательством! Но по записи в блоге моей вины не докажешь, по крайней мере я на это надеюсь), потом пошли лесом. По дороге видели речную мельницу Гривини (я тут уже бывал во время другого похода несколько лет назал), и так добрались до скалы. Там я тоже уже был, но зимой всё выглядит иначе, да и идти труднее и одновременно приятнее. Долго искали надпись “Брежнев, руки прочь от Латвии”, около которой должен был быть кеш. Надписи я так и не увидел, а кеш ark@dy нашёл.

Далее путь нас вёл в сторону Лоде, зашли к пещере в скале Личу-Ландю и железному роднику. В обоих местах были кеши, уже входящие в мой “послужной список”. Но, как я в последнее время утверждаю, мне не столь важно улучшить личную статистику, я могу посетить один и тот же кеш несколько раз, да и часто случается, что на старом месте новая коробка (и новая запись в статистике!) – что в принципе не отличается от ситуации с возвращением к старому кешу.

В Лоде погуляли по территории кирпичной фабрики и опять по железной дороге пошли в сторону моста через Рауну. И с этим мы немного сваляли дурака. На перекрёстке мы заметили указатель “Mazā Ellīte – 3.6”. Маза Эллите или Маленький Адик также входила в наш маршрут. Только идти туда нужно было прямиком из Лоде, а не по железной дороге с сторону Цесиса! И я уж точно должен был это знать, только из за отсутствия около Эллите геокеша, я вообще забыл о существовании этого места. Так как еще было сравнительно рано, решили сделать небольшую петлю (около 5 км). Для Давида, который заметно устал за то время, что мы шли вверх-вниз по лесу и снег порой был по колено, эта “небольшая петля” оказалась серьезным испытанием и он всё больше отставал и мы всё чаще его ждали. Как потом сказал сам Давид – вот итог буханья и курения с отсутствием тренировок в течении пяти лет. Ведь он по идее всё же горец и латвийские холмы для него должны быть отдыхом.

Около Эллите мы послушали семейную ссору местных пьяниц, посмотрели на достопримечательность (которую я видел не меньше как в пятый раз, ark@dy там тоже, наверное, уже бывал, а Давиду уже ни на что смотреть не хотелось). Хотя нет – он спросил, был ли изображенный на памятнике человек дантистом, иначе зачем ему такой большой зуб (на самом деле это памятник павшим за независимость Латвии войнам).

Потом пошли обратно и наконец дошли до моста. Точнее, не до красивого моста через Рауну, а до моста, с которого этот мост виден. Вот, кстати, единственная фотка, на которой виден ark@dy.

Так как дело близилось к вечеру, без особых задержек мы шли в Яньмуижа, где, согласно планам, мы хотели переночевать. Давид к этому времени уже признался, что его силы кончились и что скоро ark@dy и мне его придётся нести. По идее – не так уж это и сложно, хорошо, что он небольшого роста. Вот меня бы мне нести не хотелось, да и еще с огромной сумкой, к которой во второй части дня был прикреплена наш дом на ночь – палатка.

Место для ночлега мы выбрали красивое, поэтичное, рядом с рекой Гауя. Были некоторые сомнения, не находимся мы на льюу, так как вокруг деревьев были странноватые ледяные структуры, но мы решили, что место подходящее и другого не стали искать. Пока еще не стемнело, собрали дров и установили палатку. Ну и, конечно, зажгли костёр. Так как день выдался сравнительно холодным (но очень красивым и солнечным!), обувь не промокла и всё было приятно. Прогноз погоды обещал метель, но до восьми часов вечером вокруг была тишь, да гладь, да бренди “Бонапарт” из кружки “Старбакс”. Или в моём случае – псевдо-чай из клюквы (или это всё-же брусника?). Поели, поговорили. Я узнал, что Давид по-профессии синхронный переводчик с немецкого, но сейчас работает в типографии экспорт-менеджером, и ещё, что он – воюющий атеист, один из тех, который загорается при одном лишь упоминании любой религии, в связи с чем у него не самые хорошие отношения с его папой – священником. Также Давид рассказал о том, какие льготы имеют иностранцы, открывающие фирмы в Грузии и уверил, что в Грузии отсутствует криминал. За что, конечно, мы должны поблагодарить Бога!

А тогда пошёл снег. Надо сказать, что сидеть за не очень усердно горящим костром при снегопаде – не самое лучшее развлечение. Вот и мы в девять часов решили идти спать. На самом деле и усталость накопилась хорошая, так что не было нужды пережевать, что ещё отнюдь не вечер.

Когда я дома закачал в компьютер данные похода, оказалось, что с 9-и по 5-и мы прошли 30 километров – вполне впечатляющий отрезок для этого времени года!

Забрался я в свои два спальных мешка, натянул на себя всю теплую одежду, а особо тепло так и не стало. Вот и вывод – без нормального спального мешка зимой в палатке делать нечего! На самом деле было не так уж и холодно – по метео-данным ниже -8 градусов температура не опускалась, да вот два спальных мешка, каждый пригодный до +10 градусов, похоже, нужного эффекта не дают. Было не то чтоб нестерпимо холодно, но комфорта уж точно не было. Поэтому спал этой ночью я не особо много, что-то не умею я так заснуть. Да и излишнее желание прижаться ближе к мокрой и холодной стенке палатки к хорошему не приводит, но что-то не могу я себе представить, чтобы трое парней в одной палатке спали, прижавшиеся друг к другу, так как такие парни обычно в зимние походы не ходят. Из чего следует, что разумно было бы взять две палатки вместо одной – дыханием особо палатку зимой не нагреешь, но за то можно было бы спать со середине палатки и не дотрагиваться до стен. А так получилось, что утром вода от стенки добралась и до коврика и до спальных мешков, и от этого теплее не стало.

В семь часов я окончательно проснулся и решил, что пора вставать. Некоторое время я побродил вдоль реки (ночью выпало много снега, красота была потрясающая, да только глазами фотографии не снимешь), потом решил будить товарищей.

Слегка позавтракали, собрали вещи – и в путь! Утром погода была не в стать вчерашней – ветер, снег. Как принято говорить в походах – наконец погода улучшилась! Но нам не далеко осталось, лишь взять кеш рядом с нашим местом ночлега, который мы поленились искать вечером, да пойти в Цесис.

Из Яньмуижа в сторону шоссе мы пошли не главной дорогой, а по более прямому пути, часть которого на карте было отмечена как тропинка. Увидели знак “Частная собственность, въезд запрещен”. Пока это лишь въезд, а не вход, не наша проблема. Дорога идет как раз по середине сельского хозяйства. Иду спокойно, раздумываю о том, как приятно болят плечи от рюкзака, замечаю – собачья конура. Успеваю прикинуть – какой маньяк размещает собаку в двух метрах от дороги, как из конуры прямо вылетает пёс. Не знаю, как зовут эту породу, но это такие большие лохматые собаки, которых обычно держат не особо дружелюбные люди. Собака на цепи, которая её позволяет контролировать всех проходящих. Я полным ходом даю вперёд, так как зона досягаемости цепи ограничена. С облегчением, оглядываясь вижу, что цепь собаку остановила. Но что с моими товарищами? Давид, пока собака гналась за мной, успел убежать в сторону, а ark@dy, шедший последним успел вернуться назад. Собака, не поймав меня, обращается в сторону ark@dy, тем временем в мою сторону бежит Давид. Собака – за ним, но опять “не успела”. Так как в третий раз подобный трюк бы не прошёл, ark@dy пошёл в обход дома с другой стороны, чтобы его пёс никак не мог сцапать. Шли мы дальше и всё надеялись, что из дома не выйдет хозяин и не спустит собаку с цепи. Не вышел, наверное, его не было дома.

Еще один кеш мы всё же хотели посетить – в Казуграва находится один из самых интересных водопадов Латвии. Я там (как и почти везде в Латвии), конечно, бывал, но это опять не преграда вернуться ещё раз. Вот только нормальная дорога туда не ведёт. В прошлый раз мы, насколько помню, шли по железной дороге, а потом – по азимуту. Сегодня получилось также, так как у самой логичной дороги в ту сторону было два знака: “Вход запрещен” и “Территорию охраняют собаки”. Мы решили, что еще раз пытать судьбу не стоит. По очередным заснеженным горкам (а снега за ночь сильно прибавилось) добрались до водопада, нашли кеш и решили к большой дороге идти следуя карте. Неправильное решение! Может быть, летом там и есть какие-то дороги, но зимой – поляна, да сугробы. Скорость хода, когда ты почти каждым шагом падаешь в яму через замерзший снег, не высока. В итоге через какое-то время мы решили идти опять в сторону железной дороги. Спускаемся с горки, и я отмечаю: о, наконец снег выше колена! И через секунду: ой, а теперь уже выше пояса. Попал в очень хорошо образовавшийся сугроб, так что пришлось как на машине несколько давать задним ходом, потом опять вперёд, чтобы пробить стену снега. Ну, ничего, по крайней мере для товарищей дорогу прочистил.

Дальше – ничего интересного, по железной дороге выбрались на шоссе и осталось три последних километра. Как это на второй день похода характерно, расстояние уменьшалось медленно, но в конце концов добрели до вокзала Цесиса. Оказалось, что автобус придёт раньше, чем поезд, вот и купили билеты. Ждать надо было 30 минут.

Далее следует часть рассказа, о которой следовало бы промолчать. Стыдно. Не происходит так с “крутыми парнями”. Мы заболтались и опоздали на автобус – поленились вовремя выйти на улицу и лишь проводили его глазами. Даже оправданий нет, никогда прежде такого не случалось. Пришлось ждать следующий автобус еще 40 минут. Возможно и на этот автобус надо было опоздать, это (вероятно) уже было бы стильно, но больно уж хотелось в Ригу.

Так и кончился этот снежный, красивый, моментами не особо логический, но в сумме удавшийся поход. Никаких умопомрачительных итогов в последнем предложении не будет.